9  •

Когда я болею, отдел моего мозга, отвечающий за раздражительность и критику автомобилей, воспаляется. При простуде я начинаю остро чувствовать любой косяк в работе климат-контроля, раздражаюсь из-за неудобной посадки или эргономических просчётов, хотя в обычном состоянии отнёсся бы к этому снисходительно. На этот раз я не был болен. Но вылез из-за руля Сеата Ибицы — и на всякий случай проверил температуру.

К счастью, внешность Ибицы — то, что нравится при любом самочувствии. Спорить о ней, что искать целлюлит у моделей Рубенса. Ибица стала острее, живее и в то же время лишилась надуманной затейливости. Это всё — идея шеф-дизайнера концерна Volkswagen Вальтера де Сильвы, создателя чувственных Альф и орднунгового «шестого» Гольфа. На предпремьерном показе последнего он сказал важную фразу: «Сейчас я курирую более сотни дизайн-проектов, от Шкоды до Ламборгини, и все они теперь исповедуют одни и те же основополагающие принципы в дизайне. Это простота, основательность и лаконичность».
Исповедовать — так исповедовать. И новый дизайнер Сеата Люк Донкервольке причесал придуманные в 2001 году де Сильвой формы (то был концепт Tango) под новую философию. Ибица стала проще, но гармоничнее и пропорциональнее. И ведь градус художники не понизили: атлетичные пропорции и смелые грани только украсили машинку, в потоке её выделяет не только сочный цвет. Простые эмоции, лёгкие и позитивные? Чёрта с два! Всё как раз сложно.
История болезни начинается с салона. Во-первых, я считаю, что человеку, который подбирал цветовую гамму интерьера, надо сходить к окулисту — есть подозрение, что он дальтоник. Надо ж было так «одешевить» салон одними лишь цветами! Тут серое, там серое: добротных материалов и интересных деталей просто не замечаешь! И так думаю не я один: разговаривал с дизайнером-интерьерщиком Сеата, и тот тоже крутил возле виска.
Салон сделан не менее качественно, чем у Шкоды Фабии, но производит дешёвое впечатление. Приборы читаются сносно, вместо кнопок управления аудиосистемой — подрулевой джойстик. Рычаг коробки передач длинноходный и лёгкий, но к чёткости особых претензий нет — достаточная.
Во-вторых, того, кто придумал центральный подлокотник, хочется отправить на приём сразу к патологоанатому. Опускаешь подлокотник и едва достаёшь рукой до рычага КПП (достаточно чёткого, хоть и длинноходного), откидываешь вверх — и при включении чётных передач бьёшься об него локтем. Создатель кто? Потомок людей, проектировавших орудия пыток для инквизиции? Ух, попадись мне только на глаза!
У передних сидений — вполне адекватная боковая поддержка, а за доплату предлагаются более спортивные. Сзади тесно, и дополнительных удобств — практически никаких. Багажник тоже не может похвастать рекордным объёмом, а в базовой комплектации ограничена трансформация — спинка заднего сиденья складывается только целиком.
В остальном обострений и расстройств не выявлено. Салон-то действительно неплох: и посадка нормальная, и диапазонов регулировки руля (по высоте и вылету) и кресел хватает очень высоким людям. Кресла базовые, — со средненькой боковой поддержкой, а руль — с приятным пухлым ободом. Блики на дисплеях аудиосистемы и климат-контроля не лишают их читабельности. А сами кнопки-ручки удобны, как в любом Фольксвагене. И намного лучше, чем в том же Леоне. А главное — интерьер не выглядит собранным из Фольксвагеновских компонентов. Он самобытен. Оснащение под стать: у меня была машина в средней комплектации, но за доплату можно заказать и поворотные биксеноновые фары, и стеклянный люк размером с полкрыши.
Спокойной езде на Ибице мешают плавность хода и шумность — и если сочный рык моторчика не напрягает, то «голос» шин надоедает быстро.
А вот и кое-что поважнее: в основе Ибицы лежит новая платформа. Именно на ней будут построены грядущие модели Volkswagen Polo и Audi A1. Откровений в ней нет — спереди по-прежнему Макферсон, а сзади скручивающаяся балка. Но улучшено всё: тут и другая кинематика, и более лёгкие рычаги подвески, а кузов Ибицы по сравнению с предшественницей стал жёстче и при этом на полцентнера легче. Я вспомнил, что построенная ещё на старой платформе Skoda Fabia меня порадовала. А тут — новенькое. Снова позитивные эмоции? Эх...
Управляемость Ибицы острая, но не азартная: драйву мешают лёгкий пустоватый руль, крены и клевки кузова.
Моторчик (отнюдь не новый 1.4) едет вполне уверенно и позволяет шустрить, хоть и скисает на верхах. И шасси вроде бы неплохое, отзывчивое. Машина уверенно едет прямо и охотно поворачивает, под сброс газа слегка закручивая траекторию. Правда, из-за низкопрофильных 17-дюймовых шин с плавностью хода есть проблемы: потряхивает и на мелких, и на крупных неровностях. Зато без пробоев подвески, а колдобины и колеи не слишком сбивают Ибицу с траектории. То есть наши дороги Ибице нипочём. Но только не водители.
Лавировать в потоке сумасшедших мессершмиттов и уворачиваться от потомственных джигитов да почётных идиотов на Ибице не очень комфортно. Серьёзная проблема в адище города — с одной стороны, этот автомобиль не даёт расслабиться ни на секунду. Когда я сел в машину, увидел, что коллеги, тестировавшие её до меня, настроили радио Relax FM, а пищалку, предупреждающую о превышении скорости, выставили на отметке 75 км/ч. Не помогает! Органы управления в Ибице легки, не очень информативны и остры: то ошибёшься с торможением, то машина шарахнется в сторону. Комфортно ехать получится только там, где никто не мешает.
И быстро ехать не очень интересно: управляемость-то неплохая, но чтобы зажигать, не хватает чувства руля, азартных настроек шасси. А крены и клевки, наоборот, велики. Придираюсь? Безусловно! Я понимаю, что о вкусах не спорят и что автопроизводители, а тем более Сеат — «сын» самого Фольксвагена, знают, как делать машины. И уверен, у них была тысяча причин, чтобы Ибица была именно такой, какая она есть. Но меня — и ничего не могу с собой поделать! — она не зацепила. Почему? Нет характера.
Дизайн — да, отличный. И салон хорош. Но ни комфортом, ни простором машина похвастать не может. Предыдущая итерация фольксвагеновского супермини — практичная Skoda Fabia — мне понравилась безоговорочно: прежде всего своей сбалансированностью и практичностью. А лишь чуть-чуть повышенный градус Ибицы показался недостаточной компенсацией за тесные задние сиденья (хоть колёсная база и увеличена на 11 мм), менее удобный багажник, эргономические просчёты и цену.
От Ибицы я не требую практичности. А чего требую, так это задора! Сделайте потяжелее руль и подвеску пожёстче, поставьте сиденья порельефнее — и к чёрту всю политкорректность! Пусть машина действительно заводит, тогда я готов хоть выкинуть задний диван, а создателю переднего подлокотника пожать кривую руку. Не нужна нам вторая Фабия с лишним плюсом за дизайн и минусами почти за всё остальное. Нужно что-то своё.

Ну вот. Я не простужен, да и весна ещё не наступила. А уже хочется обострения Ибицы.
Технические характеристики
Характеристики Seat Ibiza
Кузов
Число дверей/мест 5/5
Длина, мм 4052
Ширина, мм 1693
Высота, мм 1445
Колёсная база, мм 2469
Колея передняя/задняя, мм 1465/1457
Снаряжённая масса, кг 1025
Полная масса, кг н.д.
Объём багажника, л 292
Двигатель
Тип бензиновый, с распределённым впрыском
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Число клапанов 16
Рабочий объём, см3 1390
Макс. мощность, л.с./об/мин 85/5000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 132/3800
Трансмиссия
Коробка передач механическая, пятиступенчатая
Привод передний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, Макферсон
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные
Дорожный просвет, мм н.д.
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 175
Время разгона с 0–100 км/ч, с 12,2
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 8,2
— загородный цикл 5,1
— смешанный цикл 6,2
Норма токсичности Евро-4
Ёмкость топливного бака, л 45
Топливо АИ-92–95
Комплектация Базовое оснащение для версии 1.4 Stylance
  • Фронтальные подушки безопасности
  • Боковые подушки безопасности
  • Противотуманные фары
  • Усилитель рулевого управления
  • АБС
  • Кондиционер
  • CD-проигрыватель с поддержкой MP3
  • Круиз-контроль
  • Иммобилайзер
  • Устройство Follow me home
  • Зеркала заднего вида с электроприводом и подогревом
  • Центральный замок
  • Передние и задние электростеклоподъёмники
  • Бортовой компьютер
  • Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету
  • Отделка руля и рычага КПП кожей
Дополнительное оборудование
  • Климат-контроль
  • Окраска «металлик»
  • Легкосплавные 17-дюймовые колёса
  • USB-порт
  • Поддержка протокола Bluetooth


Цена базовой комплектации — 469 900 руб.
Цена протестированного автомобиля — 558 267 руб.
Техника
Новая платформа PQ25: принципиально схема подвесок не изменилась, но все рычаги новые, а передний подрамник стал более жёстким. Благодаря применению высокопрочных сталей кузов, подросший в длину и в ширину, стал жёстче на кручение и легче на 50 кг.
Поворотные биксеноновые фары — пока редкость на автомобилях B-класса, а на Ибице они предлагаются в качестве опции. Кроме того, на всех комплектациях, кроме базовой Reference, «заглядывать» за повороты умеют противотуманные фары.
Безопасность
Ibiza отлично выступила в краш-тестах Euro NCAP: максимальные пять звёзд за защиту передних седоков (всего 34 балла: 14 за фронтальный удар и 16 за боковой, плюс по два за удар о столб и систему предупреждения о непристёгнутых ремнях безопасности) и четыре (38 баллов) за сохранность детей-пассажиров. Защита пешеходов — 19 баллов и три звезды — также на весьма достойном по нынешним меркам уровне.
В базовом оснащении — четыре подушки безопасности: две фронтальные и две боковые для передних пассажиров. За доплату — надувные «занавески».
Дизайн
Предвестником серийной Ибицы стал концепт Bocanegra («чёрный рот»), названный так за «чёрную дыру» на месте, где у всех машин находится перёд. Автомобиль показали в марте 2008 года в Женеве, а уже в апреле дебютировала серийная версия.
За кадром
Стандартный рабочий момент — во время тестов вытаскивать машину из сугроба. В этот раз я сам виноват: переборщил со скоростью на входе, нешипованные шины попали на ледок, поставить машину боком не удалось... И хоть Ибица не внедорожник, за трактором идти пришлось. Трактора поблизости мы не нашли, зато на помощь пришёл водитель на Mitsubishi Pajero — за что ему большое спасибо.

Источник: DRIVE.ru